Сурдопедагогика изучает закономерности физического и психического развития глухих и слабослышащих, в т.ч. поздно оглохших, детей дошкольного и школьного возраста, определяет пути преодоления аномалий их развития вследствие дефекта слуха и оптимальные условия обучения, воспитания, социальной адаптации и др. Одна из главных задач С. — формирование у детей с аномалиями слуха полноценной устной речи, являющейся основой интеллектуального развития и средством социальной адаптации.
Формирование устной речи осуществляется с помощью различных методов.
При применении так называемого концентрического метода обучение разделяется как бы на две части —
два концентра.
В первом концентре дети овладевают семнадцатью основными фонемами,
когда звонкие согласные заменяют глухими и,
например,
слово «
дай»
звучит как «
тай».
Во втором концентре путем тренировок приближенное произношение уточняется,
и речь становится похожей на нормальную.
При использовании коммуникативного метода устная речь формируется аналогично этому процессу у слышащих маленьких детей.
В основе метода лежит механизм подражания.
При использовании этого метода в дальнейшем дети с аномалиями слуха учатся вместе со слышащими детьми.
Ряд зарубежных специалистов рекомендует применять метод тотальной коммуникации,
представляющий собой сочетание жестовой,
дактильной,
устной и письменной речи.
Использование любой методики основано на обязательном широком применении звукоусиливающей аппаратуры.
Дети с аномалиями слуха,
приобретшие навыки устной речи,
для сохранения этих навыков в дальнейшем должны обязательно учиться вместе с нормально слышащими детьми.
Обучение проводится в школах для глухих и слабослышащих детей сурдопедагогами;
внеклассной работой занимаются воспитатели.
Результаты обучения тем успешнее,
чем раньше выявлена аномалия слуха у ребенка;
кроме того,
они зависят от правильного подбора и настройки в оптимальном режиме работы звукоусиливающих средств,
тщательного наблюдения за продолжительностью и уровнем акустического воздействия.
Обеспечение этих мер контролируют оториноларинголог и сурдопедагог детского учреждения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий